В январе-сентябре 2022 года Банк России получил от инвесторов 19 600 жалоб в отношении субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка, говорится в презентации регулятора. Это почти в девять раз больше, чем за тот же отчетный период 2021 года. В ЦБ уточнили, что большая часть жалоб — 74% — связана с введением санкций.
Субъекты рынка ценных бумаг стали лидерами по темпам роста жалоб. Для сравнения число обращений в отношении кредитных организаций выросло на 11,6%, в отношении некредитных финансовых организаций и участников корпоративных отношений — на 25,9%. При этом по сравнению с первым полугодием 2022 года темп роста числа жалоб на участников рынка ценных бумаг замедлился: по итогам января-июня ЦБ фиксировал рост в 14,6 раза по сравнению с тем же отчетным периодом 2021 года.
Чаще всего объектами жалоб инвесторов становились брокеры, их деятельности касалось 77,3% обращений. Еще 8,3% жалоб касалось деятельности организаторов торгов, 7,6% — деятельности депозитариев. В январе-сентябре 2021 года большая часть жалоб также касалась деятельности брокеров, но на них приходилась значительно меньшая доля — 48,1%.
Самым распространенным поводом для жалоб стали дивиденды. На них приходится 22,2% обращений инвесторов. По сравнению с первым полугодием 2022 года инвесторы стали жаловаться на дивиденды чаще: по итогам января-июня на эту категорию приходилось 17% обращений. В январе-сентябре 2021 года дивиденды были вторым по популярности поводом для жалоб, их касалось 18,5% обращений.
Вторая по популярности тема жалоб, полученных ЦБ за три квартала 2022 года, — обязательства по облигациям. Доля таких обращений составила 9,3%. В 2021 году обязательства по бондам были поводом только для 0,8% жалоб. Еще 7,7% жалоб, поданных в Банк России в январе-сентябре 2022 года, касаются раскрытия информации. В этом же отчетном периоде 2021 года доля этих обращений составляла 2,1%.
Следите за нашими новостями в социальных сетях: Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Текст подготовил Тимур Алиев